Запас прочности

  

22.05.2015

Запас прочности


До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас!

Ю.Друнина

Нам, студентам медицинского колледжа, интересна история медицины Великой Отечественной войны. Но одно дело - книги, фильмы, исторические очерки… Совсем другой воспринимается война через призму восприятия наших ветеранов. В преддверии Великой Победы студентка нашего колледжа Короткова Дарина встретилась с медицинской сестрой, ветераном войны  труда, нашей землячкой – Галиной Ивановной Червяковой. Предлагаем вашему вниманию воспоминания этой отважной женщины.

 

Не дай бог, чтобы такое произошло с кем-то. Были маленькие девчонки, даже не представляли попасть в такое пекло…

С чего началось, расскажу. Лето. Пионерские лагеря. В райкоме комсомола мне предложили поработать  меня пионервожатой.  Приехали в лагерь, в деревню Головырино, это было 16 июня 1941 г., открытие должно состояться 25 июня. Поехал завхоз в город за продуктами и привез эту страшную весть. На собрании педколлектива решили, что смену прерывать не будем, и никакой паники не допустим. Закончили первую смену, вернулись в город. Пошла я обратно в райком комсомола, а там, на стенах висят объявления: «Требуются  медсестры, электрики и т.д.». Я записалась на курсы санинструкторов. Занятия проходили в школе на улице Степана Разина. Мне нравилась медицина, моей мечтой было стать медсестрой, врачом. На врача тяжело было учиться, у нас семья большая, ни папы, ни мамы. Ну и тут такое дело, решила,  что буду медсестрой.

Проучились трехмесячные курсы, выдали аттестат (до сих пор он у меня лежит, желтый стал от времени).  Пришли в призывной пункт (здание клуба машиностроительного завода, 1941 г., ул. Якова Свердлова), а там народу много было: и подростки, и взрослые. Захожу в этот пункт, женщина выходит, называет меня по имени. Я не могу понять кто это, откуда эта женщина меня знает здесь. Оказалось, это мама девочки Тани, с которой я училась в первом классе. А первый класс был в Вознесенской церкви. Сначала была церковь, а потом школу сделали. Стали потолки падать и нас по всем школам распределили. Эта женщина мне и говорит: «Давай я попрошу Таню, чтобы она тебя впереди себя поставила». А я Таню вообще уже не представляла, много лет прошло уже…

Отправили нас в школу, сказали все школьное убрать и переоборудовать школу в госпиталь.   Это был госпиталь № 367, в котором  я проработала до января 1942 г. А в январе состоялось на комсомольское собрание. Сказали нужно младших  медицинских работников, в связи с нехваткой, отправлять на запад. Сначала нужно было ехать в Среднеуральск, загрузить все медицинское оборудование  в товарные вагоны. Было четыре вагона, это мало. Нашли где-то еще три, и стало семь вагонов. В вагонах были нары двухъярусные, на них мы и спали во время пути.  Отправляли тогда с Урала три  госпиталя, и никто не знал,  на какое направление попадет. Ленинград, Беларусь и еще одно, точно не припомню. Нашему госпиталю досталось Ленинградское направление.

Остановка наша была деревне Пикалево Ленинградской области.  Мы отправились  в январе, а приехали только 8 марта. А мы все в валенках. Думаем, что теперь делать? В итоге нам выдали мужские ботинки. У меня была нога 34 размера, а что делать, холодно еще  в марте месяце. Шинели тоже были большущие. Но потом все перешивали под нужный размер.

Было пять бараков, которые опять нужно оборудовать под госпиталь. Нужно было мыть, убирать. А потом определять какое отделение это будет. Я даже не помню, какое отделение у нас было. Вот мы и работали медсестрами в этих бараках. На втором этаже были кровати, а на первом этаже были нары для ходячих больных. В общей сложности в одной палате было 60 человек, в некоторых палатах поменьше на два - три человека. Проверяли обязательно всех на педикулез, а тогда ведь были не трусы, да майки, а кальсоны и рубашки с длинным рукавом. Приходилось проверять каждый день, не дай бог найдешь у одного. Так и работали. Материалов медицинских хватало. Бинты стирали, скатывали. Биксы стерилизовали. Я в то время записи вела, в тетрадочку…

Из записей Галины Ивановны: Наш путь из Свердловска начался в феврале 1942-1943гг. Пикалево, Тихвин, осенью - Будапешт, Крестцы, Пролетарка (идет армия вперед, и мы за ними), зима 1944-Новгород, Эстония - поселок Саку. Здесь победа нас и застала.

До августа месяца мы находились в Эстонии. Потом думали, что нас повезли домой, а оказалось на Восток. В Амурскую область, город. Свободный. Тут был эвакогоспиталь  876. Война-то закончилась, но больные и раненые остались. Туда мы приехали в августе, а демобилизовали нас  осенью 1946 года. 6 октября мы приехали домой,  через три дня я уже устроилась работать. Хотела сначала в больницу податься, но там хлеба мало давали… Была карточная система, 600 грамм хлеба. Мне говорят, поработайте еще немного, потом добавят. Пошла я искать, где больше хлеба дают. Иду-висит объявление: подшипниковому заводу №6, требуются лаборанты-химики. Прихожу туда, а найти не могу. Спрашиваю у мужчины, говорю, подскажите, а он говорит-вот этот завод и спрашивает, зачем вы туда идете. А я говорю на работу, на любую специальность, лишь бы больше хлеба давали. Отвел меня к человеку по фамилии Гатальский. Там и работала. Ушла оттуда 2 марта 1976 года.  С тех пор на пенсии. 53 года с мужем прожили в любви и согласии. Трех сыновей вырастили, есть внуки, правнуки… А про войну мне никогда не забыть!

Сегодня Галине Ивановне уже 92 года, но она по-прежнему  встречается со студентами, рассказывая  маленькие, но такие важные истории жизни и победы.


                                                                               


Студенческий медиа-центр Свердловского областного медицинского колледжа «МЕДиЯ» (Короткова Дарина)



Возврат к списку




Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Колмаков Антон Маркелович

 



Родился в 1921 году в деревне Большая Кочёвка Ирбитского района Свердловской области.

С 1937 года жил в городе Свердловске, работал на заводе и учился в вечерней школе. В августе 1939 года поступил в Свердловскую фельдшерско-акушерскую школу, но по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Ирбитскую ФАШ и там продолжить обучение.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Всех юношей мобилизовали в армию. Доучиваться пришлось по ускоренной программе. И в конце декабря 1941 года Антон Маркелович был отправлен в формирующуюся воинскую часть в звании военного фельдшера.

На фронте был командиром медицинского санитарного взвода в стрелковом батальоне 849-го  стрелкового полка. За годы войны прошел немалый путь от Воронежа до Вены. Был дважды ранен, стал инвалидом. Фронтовые награды: Орден «Боевого Красного Знамени», Орден «Красной Звезды», Орден «Отечественной войны 1-й степени» и 14 медалей.

Демобилизовался в 1943 году. 

Работал фельдшером в деревне, одновременно учился в Свердловском педагогическом институте на факультете истории. Окончил институт в 1951 году.  

С 1951 года работал преподавателем, затем завучем и директором средней школы.  В 1952 – 1958 годах работал по совместительству преподавателем истории в Свердловском областном медицинском училище.

В 1963 году был назначен на должность директора Свердловского областного медицинского училища. С 1968г. по 1981г. снова работал в школах города Свердловска.  Двенадцать последних лет, перед выходом на пенсию, трудился в областном отделе народного образования инспектором школ.

Неоднократно награждался республиканскими и областными почетными грамотами. Отличник здравоохранения, отличник народного образования, ветеран труда.