Уникальными навыками овладевают студенты ведущего на Урале медицинского колледжа

  

23.05.2024

Уникальными навыками овладевают студенты ведущего на Урале медицинского колледжа


 
Слово «уникальность» сейчас самое популярное среди студентов и преподавателей Свердловского областного медицинского колледжа. Иначе, кажется, и быть не может. Это не только самое крупное в стране учреждение среднего профессионального образования, где обучается почти 14 тысяч человек, но и экспериментальная площадка для подготовки кадров, способных работать на стыке здравоохранения и спасательной службы. Сейчас в колледже обучают 12 популярным и востребованным специальностям в сфере медицины, фармации и спасательного дела.


фото: Татьяна Андреева

— Средний медицинский персонал – база, каркас системы здравоохранения любого региона, наиболее близкие к людям специалисты, поэтому и предназначение у них особое, - уверена директор колледжа заслуженный учитель РФ, отличник здравоохранения Ирина Левина.  
На деловом завтраке в «Российской газете» Ирина Анатольевна рассказала об особенностях обучения медиков, готовых прийти на помощь в любых обстоятельствах, а также объяснила, почему ребята становятся волонтерами.
Ваш колледж — единственный в стране, выпускающий и медиков, и спасателей. Как зародилась эта идея?
Ирина Левина: Медики и спасатели – специальности родственные, действуют в экстремальных ситуациях, когда каждая секунда на счету, когда от правильных, четких решений зависит жизнь человека. Совместно с Центром медицины катастроф мы почти 20 лет обучали специалистов службы экстренной медпомощи по программе дополнительной подготовки. Направление эффектно называлось «фельдшер-асс». Расшифровывается прозаично: фельдшер-ассистент спасательных служб. Но суть, заложенная в слове «асс», все та же: виртуоз своего дела, специалист высшего пилотажа.
фото: Елена Елисеева
Несколько лет назад в колледже появился ресурсный центр по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. Пройдя спецподготовку, наши студенты стали выезжать в районы, где бушевали пожары или наводнения. Кстати, в зоне ЧС ребята проявляли себя как настоящие герои: показывали физическую выносливость, умение обращаться со спецоборудованием. Мы приняли решение открыть на базе колледжа новые специальности спасательного профиля: «Пожарная безопасность» и «Защита при чрезвычайных ситуациях»
Первые дипломы выпускникам вручили в прошлом году. Ребята успели поработать не только в зонах ЧС, но и на новых российских территориях. Перед всем выпуском отличившихся наградили медалью «За участие в гуманитарной миссии». Как сейчас вижу: на церемонии вручения дипломов они стоят в форме Всероссийского студенческого корпуса спасателей и улыбаются. Для радости была веская причина: на медали выгравировано изображение трех наших ребят, работавших с гуманитарной миссией в Донецке. Недавно и я получила эту медаль, из всех наград она самая дорогая.
Сколько студентов объединило добровольческое движение и почему вы так цените волонтерские инициативы?
Ирина Левина: Как минимум две трети студентов – около10 тысяч человек - участвует в различных добровольческих программах и инициативах. Волонтерство никто не навязывает, ребята сами выбирают направление по душе, иногда приходят целыми группами. И это важно. Без желания помочь человеку, проявить сострадание в нашей профессии делать нечего. Получается, помимо профильной подготовки, мы учим ребят эмпатии, учим не быть равнодушными к чужой беде. Добровольческие проекты – исключительный воспитательный ресурс, позволяющий проявить лидерские качества. На базе нашего Дома добровольцев работает 37 общественных, волонтёрских организаций и объединений.
Вы организуете увлекательные молодежные состязания по оказанию первой помощи…
Ирина Левина: Да. Регулярно проводим региональные чемпионаты по оказанию первой помощи, в которых участвуют и команды школьников, и студенты. Состязания эмоциональные — пробуждают желание влиять на чужие судьбы. К тому же это некий профотбор для стремящихся связать свою жизнь с медициной или тех, кого убеждают родители. Участники демонстрируют психологические качества, которые важно учитывать при поступлении в медицинский колледж. На уроках химии или анатомии естественное чувство брезгливости или страх никогда не заявят о себе, хотя именно они способны помешать будущему медику стать истинным профессионалом.
То есть у абитуриентов учитывают не только средний балл в аттестате?
Ирина Левина: У нас большой конкурс – до пяти человек на место. И, казалось бы, отличникам дорога открыта. Высокие баллы, конечно, хорошо, но знания ничто без заложенных в абитуриенте необходимых медику или спасателю качеств. Чтобы молодой человек не ошибся, при поступлении на клинические специальности (лечебное, акушерское и сестринское дело) обязательно проводится психологическое тестирование. Дополнительное испытание на физическую выносливость проходят и те, кто хочет получить профессию спасателя. А будущие студенты направления ортопедической стоматологии должны продемонстрировать мануальные навыки. Зубной техник должен обладать художественными и творческими способностями, развитой мелкой моторикой рук, высокой концентрацией внимания.  
Дополнительный отбор важен. В этом году в приемную комиссию планирую поставить полностью укомплектованную укладку фельдшера скорой помощи, а также портативный кардиограф, чтобы ребята смогли оценить, по силам ли им ежедневно с этим грузом подниматься к больному на вызов, если, например, лифт не работает. Нам важно, чтобы наши абитуриенты делали осознанный выбор в пользу будущей профессии.
Все знают про врачебную клятву Гиппократа. Ваши выпускники принимают присягу?
Ирина Левина: Обязательно. Текст нашей клятвы основан на Женевской декларации. Она короткая и мудрая: о служении человечеству, уважении к пациенту, оказании медицинской помощи с полной самоотдачей и достоинством. Я долго не понимала тезис про достоинство, но время все расставило по местам: медпомощь не следует уподоблять услуге, как стрижку или маникюр, это – служение. Я зачитываю клятву, ребята после каждого тезиса повторяют «клянусь».
Участие сотрудников и преподавателей колледжа в проекте «Добро в село» тоже служение? В официальную программу обучения не входит выезд в глубинку для медобслуживания жителей…
Ирина Левина: Акция федеральная, инициирована российским Минздравом. Мы сразу поняли: наша — и включились. Отправили в отдаленные территории два выполненных по нашему заказу уникальных мобильных медицинских модуля. Таких в стране больше нет. Оба на базе высокопроходимого КамАЗа. Но суть в комплектации: один оборудован под офтальмологический кабинет, другой - модульный фельдшерско-акушерский пункт с необходимым оборудованием.
Для студентов работа засчитывается как практика, но есть и воспитательный эффект — испытание глубинкой. Они воочию видят, насколько востребованы на селе и как ценят их профессионализм. Знаете, как встречали в прошлом году мобильный офтальмологический комплекс в пострадавшей от пожара Сосьве и Таёжном! Во время разгула стихии из домов очки, естественно, никто не выносил, а когда пришла пора оформлять документы, жители оказались без них как без рук. Тут-то наши преподаватели и студенты пришли на помощь: провели оптометрическое обследование, изготовили новые очки и подарили погорельцам.
У вас есть целевой набор студентов, приехавших из той самой глубинки…
Ирина Левина: Целевое обучение мы начали в 2022 году, когда вышло соответствующее постановление областного правительства. Проект сразу оказался востребованным. В первый же год приняли 280 целевиков, в 2023 их количество выросло до 357. В нынешнем финальная цифра целевого набора – 400 мест. Это, безусловно, очень эффективная практика, ведь мы понимаем, для кого готовим специалистов, а целевики знают больницу, куда вернутся.





Возврат к списку




Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Колмаков Антон Маркелович

 



Родился в 1921 году в деревне Большая Кочёвка Ирбитского района Свердловской области.

С 1937 года жил в городе Свердловске, работал на заводе и учился в вечерней школе. В августе 1939 года поступил в Свердловскую фельдшерско-акушерскую школу, но по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Ирбитскую ФАШ и там продолжить обучение.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Всех юношей мобилизовали в армию. Доучиваться пришлось по ускоренной программе. И в конце декабря 1941 года Антон Маркелович был отправлен в формирующуюся воинскую часть в звании военного фельдшера.

На фронте был командиром медицинского санитарного взвода в стрелковом батальоне 849-го  стрелкового полка. За годы войны прошел немалый путь от Воронежа до Вены. Был дважды ранен, стал инвалидом. Фронтовые награды: Орден «Боевого Красного Знамени», Орден «Красной Звезды», Орден «Отечественной войны 1-й степени» и 14 медалей.

Демобилизовался в 1943 году. 

Работал фельдшером в деревне, одновременно учился в Свердловском педагогическом институте на факультете истории. Окончил институт в 1951 году.  

С 1951 года работал преподавателем, затем завучем и директором средней школы.  В 1952 – 1958 годах работал по совместительству преподавателем истории в Свердловском областном медицинском училище.

В 1963 году был назначен на должность директора Свердловского областного медицинского училища. С 1968г. по 1981г. снова работал в школах города Свердловска.  Двенадцать последних лет, перед выходом на пенсию, трудился в областном отделе народного образования инспектором школ.

Неоднократно награждался республиканскими и областными почетными грамотами. Отличник здравоохранения, отличник народного образования, ветеран труда.